28 августа 2011

Brian Eno - Drums Between The Bells



«Слова вместе с музыкой» или «слова вместо музыки»?

Brian Eno
Drums Between The Bells

Warp, 2011

Человеку свойственна манера подменять вещи словами, которые их описывают. Это вопрос философский, и можно зайти далеко, пытаясь разобраться в чем же дело. Но в обыденной жизни обычно достаточно лишь здравого смысла и знания фактов. Так, например, большинство наивно полагает, что создателем эмбиента является сэр Брайан Ино. Эмбиент это музыка в которой привычные нам состваляющие, такие как ритм и мелодия, задвинуты на задний план и первенство остается за звуком как таковым. Эмбиент — это атмосфера. Воздух, заполняющий помещение и сознание слушателя. Окружение из набора немузыкальных звуков и бесконечно растянутых нот. Ино не создавал эмбиента, а только лишь ввел в обиход этот термин. Более того, сам он его сделал очень мало, большинство его работ скорее напоминают минималистичную инструментальную музыку в духе Гарольда Бадда. Неискушенный слушатель, послушав их, со спокойной душой может назвать эмбиентом Эрика Сати или чего уж там, Дебюсси и Арво Пярта. Хотя, в случае с Сати это будет не так уж далеко от истины, ведь именно он придумал концепцию музыки, которая наполняла бы собой пространство вокруг слушателя. Гораздо больше под определение эмбиента подходит музыка минималистов 60-х — Ла Монте Янга и Терри Райли, например. Тем не менее, Брайан Ино почитаем как «отец» и «маэстро» эмбиента. Хотя, если вспомнить, что в категорию «эмбиент» попадали The Orb, Aphex Twin и даже Moby, то остается лишь смирится с бессмысленностью такого определения, которое в свое время тянул на себя каждый, кто хотел казаться современным, и считать тэг ambient примерно тем же, что и indie rock.

Это был лишь вопрос времени — когда Брайан обратит свое внимание на поэзию. С живописью и видео-артом у него все сложилось хорошо, а что вышло с поэзией, хорошо демонстрирует эта работа. Понятное дело, стихи были выбраны совсем необычные, достаточно абстрактные, чтобы подойти практически к любой музыке. С первый треков становится ясно, что на этом альбоме не будет фирменного мелодичного эбмиента. На самом деле, эта работа — тщательно выверенная смесь из десятков стилей, элементы которых часто смешаны в одном треке.

Подбор голосов, пожалуй, самый главный плюс альбома. Каждый из них по-своему выразителен и эмоционален, несмотря на периодические искажения и спецэффекты. Впрочем, Ино вносит изменения в их звучание ровно настолько, насколько этого требует интеграция в музыку. Он все время пытается найти баланс между декламацией и пением. В итоге выходит так, что голоса звучат как будто склеенными из отдельных слов, и такое старомодное сэмплирование вроде бы придает музыке футуристичности. На самом деле, это так же похоже на музыку будущего, как Kraftwerk — лишь хорошо замаскированное под современность ретро.

Настоящего эмбиента на альбоме немного, но именно эти треки можно назвать самыми удачными. Например, «The Real» — возвышенная пьеса с философскими стихами, самая длинная альбоме. Выпусти Ино такой трек сам по себе, это был бы очередной «эмбиент от маэстро», но стихи и приятный девичий голос превращают трек в шедевр. Безусловно, это кульминация альбома в плане атмосферы.

Ино развлекается с хип-хопом (трек «Multimedia») так же легко, как с «умной» электроникой («Glitch») или тяжелым роком («Sounds Alien»), давая понять, что ему все по плечу, что он выше этих ярлыков. Он создает музыку с претензией на интеллектуальность и высокотехнологичное будущее, но, на самом деле, она до неприличия старомодна и проста. Поп-музыка пост-индустриального мира.
download ex.ua

10 августа 2011

Plante - Temples On High




Plante

Temples On High

Sweat Lodge Guru, 2010

1. Chariot
2. Journey Of The Twins

"Andrew Plante создает протяжные саундскейпы, используя гитару и гитарные педали для создания тяжелого гитарного дроуна вроде Sunn O))) с приемами игры Роберта Фриппа". Такое описание исполнителя можно найти на last.fm и другой информации практически нет. Эту кассету он записал совместно с McKinley Jones (синтезатор). Две стороны кассеты — два длинных трека монументального дроуна. Без какой-либо раскачки или вступления, без эмбиента или фолка, просто космическая артерия, пульсация которой может провести сознание слушателя по организму Космоса.

Влияние подобной музыки тяжело поддается описанию, это как медитация, во время которой ты ощущаешь понимание близость и единство со всем окружающим миром, но суть этого откровения остается лишь эмоцией, интуитивным восприятием, которое призрачно в мире обычных слов. Это прорыв внутрь структуры звука, когда многослойный поток дроуна звучит так, что в голове сами по себе возникают звуки, неотличимые от реальных. Кажется, что все инструменты мира звучат одновременно в одной ноте, которая есть лишь миг в сознании Брахмана...

Стоит предупредить, что эту музыку опасно выключать посреди трека, так как обрушившая тишина может вызвать эффект попадания в вакуум. Как нельзя будить человека, которой встал среди ночи, и пошел на прогулку, не просыпаясь. Идеальный саундтрек для осознанных сновидений и медитаций. На этой кассете и близко нет мрака дроун-дума или слащавости гитарных пассажей Фриппа. Есть лишь река звука, очень глубокая река, но с теплой, прозрачной водой. За этим потоком легко последовать, ведь эта музыка — символ бесконечности.

download at mediafire

09 августа 2011

Tether - Sines


Tether
Sines

Self-released, 2010

По-настоящему тяжелого дабстепа очень мало. Чтобы при этом он не срывался в драм-н-бейс, не обрастал походу дела злобной начиткой или слащавыми мелодиями. Все эти элементы делают дабстеп мейнстримовым, ведь какие могут быть танцы в клубе под монотонный ритм ударных и густой, как битум, бас. Чуть ниже я писал о недавнем концерте Scorn — тогда публика не танцевала, а просто качалась, как камыш под ветром или как детали некой ритм-машины. Вот и здесь имеем тяжеленный, густой, смолистый бас и размеренную долбежку ударных, очень напоминающие поздний Scorn и более дабовый Solarus, проект Джеймса Плоткина (James Plotkin). Под это невозможно танцевать, зато отлично прогуливаться. Неспешно и ритмично шагать, предаваясь своим мыслям.

Главный плюс этой музыки — верность самой себе. Весь альбом построен по единому алгоритму, в одном темпе. Разнообразие принесено в жертву гипнотическому минимализму. Как и большинство современных стилей, дабстеп ориентирован на звук, поэтому оттенки баса и сопровождающие его шумы имеют решающее значение. Sines настолько похож на Stealth Харриса, что неискушенный слушатель легко перепутает эти два альбома.


S. Klein, скрывающийся за проектом Tether также известен проектами Terminal Sound System (idm/glitch), Halo (чернушный мизантропичный sludge/doom), A Beautiful Machine (шумный шугейз/пост-рок образца середины 90-х). Как видим, личность всесторонне развитая, и обвинять его в наглом копировании вроде бы как неприлично, но и утверждать, что этот австралиец имеет свой стиль тоже не выйдет. Как бы там ни было, это вопрос его совести и самолюбия, а слушателям не помешает в коллекции еще один альбом в духе Stealth и Refuse: Start Fires, ведь такого хорошего дабстепа совсем немного...

07 августа 2011

Aidan Baker - Still Life



Aidan Baker

Still Life

Primary Numbers, 2011

В последнее время Бейкер сбавил темпы выпуска новых альбомов и гораздо больше внимания стал уделять эксперименту. Он и раньше радовал слушателей неожиданными ходами, но на этот раз он оставил свой главный инструмент - гитару. Произошло это еще зимой прошлого года, когда Эйдан был в Торонто. Мультиинструменталист по натуре, он с детства предпочитал гитару, сначала как протест флейте (это был его инструмент в консерватории), после, уже как генератор любых звуков - от дисторшированной стены звука до мелодичных переливов и лупов. Все это и многое другое было в альбомах Эйдана в обилии. На этот раз он ограничился фортепиано, контрабасом и ударными.

С самых первых, растянутых и долго затухающих нот возникает стойкая ассоциация с Bohren And Der Club of Gore и я было уже подумал "ну вот, и он туда же", но, к счастью, впечатление быстро рассеялось. В отличие от именитых немцев, Бейкер не нагоняет мраку, он создает пейзаж, скупыми, но выверенными мазками рисуя картину застывшего мира. Зима в полновластии, практически ничего не движется, кроме снега. Но все-таки статика царит недолго, и композиция обретает ритм и мелодию, будто бы увлекая слушателя от созерцания пустых, заснеженных улиц вглубь себя и своих мыслей, которые уже чуть было не замерзли, как и все вокруг.

Дальше музыка становится сложнее и насыщеннее. Теперь мы уже наедине со своими засыпающими беспорядочными мыслями. Дрейф над морем из обрывков воспоминаний, снов, чьих-то слов и забытых идей. Музыка приобретает все более джазовый оттенок: импровизированная партия ударных, развернутые задом наперед звуки фортепиано и тихо гудящий на фоне контрабас. Гипнотичная ритмика обрывается, чтобы уступить место звонкой капели фортепиано и легкому постукиванию перкуссии. Тут вспоминаются сольные работы Криса Абрахамса (Chris Abrahams) из The Necks. Это уже совсем другой джаз, стремительный, но тихий, загадочно мерцающий разноцветными бликами. Танец лучей света на тонких, прозрачных сосульках. В нем чувствуется некая тревожность и спешка, хотя, казалось бы, чего бояться сосулькам?

Дальше снова приходит черед гипнотичным джазовым конструкциям, которые волнообразным движениями опускаются к земле, как падающий большими хлопьями снег. Их усложняющаяся структура - это тот же снег, рассмотренный вблизи, фрактальные снежинки, по узорам которых можно уходить в бесконечность.

Эйдану удалось создать пейзажи располагающие не только к созерцанию, но и побуждающие жить в них. Использовав ритмику джаза и гармонию свободно вибрирующих струн пианино, он открывает миры, ничего о них не рассказывая, лишь отодвигая занавес и приглашая заглянуть. Эти миры напоминают своей атмосферой "Волшебную зиму" из серии о муми-троллях Туве Янссон — сонное царство в котором витает нечто магическое, обретающее силу лишь когда все спят глубоким сном и видят сны о теплых летних днях.

Этот альбом можно смело назвать одной из лучших работ Бейкера. Для него это большой шаг в сторону академического минимализма в его современном виде, в данном случае сквозь покрытое морозными узорами стекло джаза и эмбиента.

listen at bandcamp

06 августа 2011

Scorn – Yozza



Scorn
Yozza
Ohm Resistance, 2011

Еще одна EP от Мика Харриса вышла еще в начале этого года. Тогда он посетил с концертом Киев, отыграв 2,5 часовой сет, в котором было все - от нового материала, до вариаций на тему Plan B и Stealth. Сопровождал Харриса сурового вида драм-н-бейс продюсер Kurt Gluck, на лейбле которого и вышел данный релиз. Уже тогда новый материал порадовал публику, потому как Харрис вроде бы как сошел наконец с накатанной колеи и зазвучал свежее. Казалось бы, ничего не изменилось, формула его музыки прежняя: низкотемповая мощная ритм-секция и густой, обволакивающий бас. Все просто и знакомо. Харрис балансирует на грани с дабстепом, который он сам очень не любит. Проблема в том, что Мик далеко не в восторге от популярности музыки, похожей на то, что он делает уже много лет, независимо от мейнстрима. Именно поэтому на последнем полноформатнике и на этой епишке он возвращет к жизни былой Scorn в новом облачении. Живые ударные, еще более тяжелый бас, еще более плотный звук. Но появилось нечто новое за бетонными сваями ударных и асфальтным потоком баса - все пробелы теперь заполнены пульсирующим, звенящий, булькающим эмбиентом. Эта фоновая подложка кардинально меняет восприятие музыки Харриса. У него и раньше были звуки на фоне ритма, но всегда лаконичные, четкие, механистичные. Теперь же эта сваезабивочная машина звучит на фоне индустриальных пейзажей небывалой красоты. Не ждите, что услышите что-то радикально новое, это все тот же Scorn. Но, сдается мне, у него открылось второе дыхание и скоро он еще нас удивит.

Chihei Hatakeyama - Mirror


Chihei Hatakeyama
Mirror

Room40, 2011

01. Ferrum [16:13]
02. May 15, 2010 [1:42]
03. Spilth [10:31]
04. October 3, 2009 [2:50]
05. Renitency [3:53]
06. July 4, 2008 [0.46]
07. Alchemy [9:10]

Классический эмбиент в 2000-х значительно преобразился, стал гораздо более минималистичным как в средствах выражения, так и в звучании. Если раньше Брайан Ино старательно сводил мелодичные пассажи гитар и полевых записей, то теперь эти же ингредиенты попросту обрабатывают на компьютере, превращая любой звук в мерцающий и переливающийся поток атмосферного дроуна. Такой музыки очень много в Японии и не меньше в закромах сетевых лейблов. Рецепт простой, особых навыков не требует.

Chihei Hatakeyama музыкант со стажем, его релизы выходили на всех именитых эмбиент-лейблах. Логично предположить, что именно он и создает это звучание, но, если вспомнить его старые работы, то становиться ясно, что его звучание было другим, более электронным, более насыщенным. Тем не менее, не изменилось главное - настроение. В его альбомах царит мир и покой. Здесь имеем дефолтный набор - гитарные и электронные звуки, слитые в прозрачную дроуновую текстуру, перемежающиеся ничем не примечательными полевыми записями. Блики солнца на воде - идеальная визуализация этой музыки. Ее можно слушать бесконечно, это просто воздух, которым ты дышишь и молекулы настроения, которые ты не замечаешь. Этот альбом посвящен зеркалам, их трансцендентной связи с Солнцем. Но ничего того, что мы привыкли называть трансцендентным, в музыке нет. Это классический образец mood music или даже home listening (что бы это ни значило). Оба тэга прекрасно описывают альбом. Приятная, солнечно-ленивая атмосфера для чаепития и ничегонеделания.

05 августа 2011

Barn Owl - Lost in the Glare


Barn Owl
Lost in the Glare

Thrill Jockey, 2011

01. Pale Star
02. Turiya
03. Devotion I
04. The Darkest Night Since 1683
05. Temple of the Winds
06. Midnight Tide
07. Light Echoes
08. Devotion II

Два товарища из Сан-Франциско, прикрывшись названием симпатичной птицы из отряда совообразных, пишут густой гитарный дроун, и очень даже преуспели в этом деле за последние пару лет. Их работы издавались на Not Not Fun и Root Strata, а в прошлом году вышел шикарный релиз Ancestral Star, на Thrill Jockey, после чего пришла к этим бородатым парням заслуженная слава.

Своим существованием они как будто заставили встрепенуться не только слушателей, но и критиков, особенно в Интернете. При этом нельзя сказать, что это очередной исполнитель, за которого «взялись всерьез» и выжимают все соки, просто потому, что это очередной бренд. Может быть, с внешней стороны выглядит все именно так. Сначала появляются два товарища и играют что-то очень похожее на поздние работы Earth или на Harvestman, а потом то ли к парням приходит осознание своего стиля, то ли просто уверенность, и совсем незаметно эта музыка теряет всю связь с рок-культурой. Barn Owl звучат как ритуал. Они носят длинные волосы и бороды, играют на гитарах, но их музыка намного ближе к минимализму Ла Монте Янга (La Monte Young), чем к южным балладам Earth. При этом она лишена ярко выраженной восточной окраски, так характерной для эпохи минимализма. Вектор внимания направлен в сторону фолк-музыки и «мягкой» психоделии и преобладают созерцательные настроения.

Опыт сотен гитаристов, играющих эмбиент, не раз показал, что этот инструмент практически универсален. Теплый гитарный звук, утопающий в море реверберации — основной ингредиент Barn Owl. Они мало используют вокал или перкуссии, зато много других струнных инструментов кроме гитары - от самых простых. до таких уникальных, как Long String Instrument Элен Фуллман (Ellen Fullman), с которой у них вышел альбом The Headlands (Элен, между прочим, представитель академического минимализма 80-х наряду с Паулиной Оливерос, Шарльманем Палестином и Филом Ниблоком). Атмосфера ритуала и загадочного туманного пространства роднит дуэт с шаманским эмбиентом и психофолком, а дроуновая основа, позволяет котировать этот коллектив множеству совершенно разных людей — от суровых любителей дум-металла в духе Sunn O))) до изнеженных «детей цветов» нашего времени, которые обожают добавлять тэг drone ко всему, что хоть немного отдает измененными состояниями сознания. Таким образом, наши герои оказываются на вершине горы, прочно стоящей на академическом минимализме и устремленной в психоделические облака нашего высокотехнологичного будущего.

Lost in the Glare звучит очень уверенно. Это не работа начинающих и не импровизация. Несмотря на фирменную туманную размытость, эта музыка продумана и взвешена. Каждый грамм этой субстанции — часть общего рецепта. Это может быть щепотка сушеных трав, брошенная в жаровню посреди ритуального круга, может быть горсть земли из-под векового дуба, а может быть просто глоток высокогорного тумана ранним утром. В любом случае, каждый элемент поставлен на свое место, рецепт проверен и освящен. Каждое прослушивание — ритуал. Сложно описать возникающие при этом эмоции, плотная пелена из дроунов и струнных переливов покрыта размытыми рисунками, на который часто бывает сложно понять, чей силуэт ты видишь — манящей пением нимфы или воющей баньши...

Первый кульминационный момент альбома наступает на треке The Darkest Night Since 1683. Скорее всего, имеется в виду кровопролитная Венская Битва, когда христиане нанесли сокрушающий удар по войску Османской империи после того, как те два месяца осаждали Вену. Своими низкими нагнетающими риффами этот трек напомнил другую композицию, также посвященную военной теме — альбом Verdun группы Black Boned Angel. Хотя Barn Owl, конечно же, далеки от опустошающего сознание дроун-дума новозелендцев, альбом быстро возвращается к привычному мелодизму — смычковые пассажи, переборы и густой туман гитарного эха. Музыка проникает всюду, заполняет собой все пустоты, словно влажный мох на земле и деревьях. Тревога сменяется сонливостью и усталой размеренностью движений. Ритуал продолжается, но главные опасности уже позади.

Демоны побеждены, тьма рассеивается, близится утро, и музыка становится светлее, прозрачнее. Исчезающий туман открывает перед слушателем манящий простор холмистого пейзажа, казавшиеся черными тучи превращаются в похожие на перья совы облака, постепенно подсвечивающиеся красным. Вторая и последняя кульминация провозглашает восход Солнца. Магия ночи рассеивается, ритуал завершен. Впереди следующий день, каким он будет — уже совсем другая история.

download at mediafire

01 августа 2011

The Fun Years - God Was Like, No



The Fun Years
God Was Like, No
Barge Recordings, 2011

The Fun Years – дуэт, исполняющий шумный, подвижный гитарный эмбиент с помощью, собственно, гитары и компьютера. Несколько лет никому неизвестные, они давали домашние концерты и писали понемногу в домашней студии свои треки. В 2008 году они выпустили полноформатник Baby, It's Cold Inside, который стал альбомом года на Boomkat, снискал множество восторженных отзывов, и действительно был глотком свежего воздуха в засилье однообразных лоу-фай дрон гуделок, коими нынче пестрит Интернет. Заставивший себя ждать следующий релиз просто обязан был стать новым откровением. В промежутке между альбомами группа выступала на различных фестивалях электронной музыки, играя новые, очень хорошие треки, которые логично было ожидать на новом релизе. Но в ноябре этого года выходит пластинка God Was Like, No с абсолютно новым треклистом и традиционно минималистичным оформлением.

Алгоритм всех их треков, в общем, таков: гитара играет зацикленные мелодии или короткие последовательности нот, ее звук пропускается через несколько примочек и педаль лупа. Второй участник манипулирует звуком гитары с помощью ноутбука, добавляя шума, винилового треска и хруста. На Baby, It's Cold Inside этот рецепт дал вкуснейший результат! Новый релиз оказался изотропным продолжением, рецептура нисколько не изменилась, скорее даже упростилась.

Встречает слушателя бодрый гитарный перебор, быстро тонущий в облаках шума, который у The Fun Years никогда не звучит без треска и щелчков. То ли это стилизация под винтажный саунд, то ли особенность их аппаратуры – не суть важно. Дело в том, что эти щелчки, весьма уместно и в меру используемые на упоминавшемся хитовом альбоме, в данном случае звучат практически непрерывно, быстро надоедая и отвлекая от попыток вслушаться в звуковое полотно. Это первый камень преткновения.

Дальше все идет чрезвычайно предсказуемо. Как ни ожидал я услышать какой-то необычный поворот сюжета или хотя бы альтернативный способ звукоизвлечения — все тщетно. Играет гитара, ее звук все время проходит через фильтр высоких частот, который постоянно плавно открывается-закрывается, давая ход шуму и треску. Мелодии сыграны красивые, намного более разнообразные, чем на предыдущем альбоме. К середине альбома понимаешь, что это весьма хороший и красочный пост-рок, который утонул в море шума и помех, заблудился в фильтрах и почти увял, испарился, как медуза на песке... Ни повторное, ни пятое прослушивание не изменили первого впечатления — перед нами яркий пример попытки сделать «такой же классный альбом». Вся сила разочарования пластинкой продемонстрирована треком Psychic Career — звучит гитарный рифф, вот-вот готовый взорваться мощной пост-роковой кульминацией, сквозь фильтр даже проскакивает обрывок вокала, но все снова тонет в изрядно надоевшем шуме... Единственный действительно хороший трек – Little Vapors, я выделил только после того, как услышал его на радио, отдельно от остальных. Его отличает сэмплированное пианино – снова-таки, реверанс в сторону хитовости трека Auto Show Day Of The Dead, который был самым сильным на Baby, It's Cold Inside.

Дослушивается альбом в режиме «скорее бы», на переслушивание не претендует. Обидно осознавать, что группа, выдавшая прекрасный материал, сможет так безжалостно упаковать все свои идеи в поцарапанную упаковку и поставить на ней штамп самокопирования. Возможно, конечно, это всего лишь взгляд из прошлого, и новый альбом, сам по себе,– весьма хороший образец гибридизации пост-роковой мелодики с нойз-эмбиентными пассажами в духе Тима Хекера (Tim Hecker). Может быть, эта работа — всего лишь переходной период между старым материалом, и чем-то новым, тут уже сложнее сказать, остается лишь банальное «время покажет»... В любом случае имеем талантливый дуэт, из трех полноформатников которого первый невзрачный, второй превосходный, третий — не очень качественная копия самих себя.

mediafire

Seefeel - Seefeel


Seefeel
Seefeel

Warp, 2011

01. O-On One - 1:04
02. Dead Guitars - 6:25
03. Step Up - 1:04
04. Faults - 5:45
05. Gzaug - 2:48
06. Rip-Run - 7:02
07. Making - 5:53
08. Step Down - 0:52
09. Airless - 5:41
10. Aug30 - 5:47
11. Sway - 9:18


В современном перенасыщенном аудио-пространстве у музыканта есть два способа для того, чтобы оставаться на виду. Легкий путь — забрасывать публику альбомами, синглами, ремиксами и видеоклипами. Этой «стратегии» придерживаются практически все, и она себя оправдывает. Только велика вероятность так же быстро надоесть и «исписаться». Второй способ — написать несколько работ, но настолько идеально выверенных и качественных, что эта музыка поселится в душах тысяч покоренных слушателей. Так появляются «культовые» исполнители, записавшие парочку «культовых» альбомов и исчезающие, растворяющиеся в лучах собственной славы. Seefeel никогда не были продаваемой или чрезвычайно востребованной группой, но так любимая публикой культовость прилипла к их имени достаточно быстро.

Работы Seefeel выходили на Warp и на Too Pure, а для большинства коллективов этого более чем достаточно для приобретения легендарного статуса. Но дело в том, что их альбомы действительно отличались, по-настоящему увлекали. Это была романтика полета в лучах заходящего солнца на крыльях теплого ветра. Тепло и воздушность — две главных составляющих музыки Seefeel, обеспечили ностальгическое отношение к их музыке. Будучи однажды прослушанной в соответствующем приподнятом настроении, она может вызвать его снова спустя много лет. Далеко не каждое сочетание бита с эмбиентом настолько эффективно. Это были 90-е: время, когда критики кричали о смерти электронной музыки, пока она мутировала и рождала новые удивительные виды в бесконечном эволюционном танце.

Пресловутая и обожаемая всеми культовость обычно подразумевает исчезновение коллектива из поля зрения поклонников. Когда это условие не соблюдено, группа эту культовость растрачивает, будто питаясь лишь за ее счет. Еще чаще происходит Возвращение. Реюнионы стали таким же простым способом «подзарядиться» за счет запасенной культовости, как, например, ремейки старых блокбастеров или, чего лучше, пересъемка старых
фильмов в 3D...

Часто ли бывает, чтобы ремейк был лучше оригинала? Часто ли реюнион задумывается не ради денег и былой славы? В данном случае так и хочется сказать об исключении, но все же стоит взвесить все аргументы. Новый альбом после 14 лет тишины — возвращение эпичное, торжественное. Это чувствуется в альбоме со второго трека. Seefeel потяжелели, обросли низкими частотами и дисторшном. Тяжелый бит словно расталкивает толпящихся молодых дабстеп-продюсеров, и они разбегаются в ужасе, спотыкаясь своим псевдо-степом, который только-только пророс из останков минимал-техно задохнувшегося в чаде ночных клубов.


Seefeel помнят, как делать эмбиент, помнят настоящий трип-хоп и даб. Их звук современный, сочный и плотный. В нем осталось лишь эхо былой воздушности в виде доносящегося издалека вокала и эмбиентных проигрышей. За счет своей медленной и уверенной поступи, ленивой как прежде, эта музыка сохраняет былую атмосферу, но, благодаря постоянным сбивкам и цифровым искажениям, она звучит словно сквозь помехи, создаваемые сегодняшним днем. Так звучали бы современные ремиксы на Bowery Electric или шугейз-эмбиентные кавера на Portishead.

Ощущения после прослушивания смешанные — музыка очень качественная, красиво и мощно звучащая. Рассматриваемая сама по себе, она заслуживает наивысшей оценки. Но трудно забыть культурный аспект, ведь музыка существует сама по себе лишь в неком ограниченном пространстве. Как явление комплексное, она должна быть рассмотрена в обстоятельствах своего появления. Каковы бы ни были причины, побудившие Seefeel записать этот альбом, они сделали это с тонким расчетом на современность: вооружившись таким популярным нынче дабстепом, обернувшись в IDM и окружив острые углы всегда приятным эмбиентом.

Как бы там ни было, эта музыка существует сама по себе. Гудит, вращается, стучит, танцует. И делает это на высшем уровне.


Ryoji Ikeda - Ощути себя оптоволоконной линией


Шумовая электроника, особенно экспериментального толка, редко бывает приятной уху неподготовленного слушателя. Начиналось все в 70-х с «конкретной музыки», (которая существует в замороженном виде и поныне), продолжилось в виде массы нойз-дрон-эмбиент-индастриала, и сейчас каждый, кто умеет издавать звуки из компьютера или какого-то оборудования может считаться «композитором». Особенно щедра таким продуктом земля японская, ныне пребывающая в стрессовой ситуации, которая, несомненно, принесет в будущем еще больше агрессивного нойза и всяческого непременно высокочастотного саунд-дизайна.

В массе беснующихся в потоках шума японцев всегда выделялся интеллигентный Ryoji Ikeda (Риодзи Икеда). Его музыка заслуживает пристального внимания, хотя бы потому, что это настоящий современный минимализм — впитавший настрой академического минимализма Стива Райха и развивающий идеи Ксенакиса и Штокгаузена в пенящемся море современной электроники. Музыка Икеды мало подходит для домашнего прослушивания, а обложки его дисков предостерегают от прослушивания в наушниках или на большой громкости. Это звук для наполнения помещений, создание акустической среды,
в которой слушатель никогда не бывает пассивным, каждым своим движением или даже одним присутствием изменяя личную аудио-картину. При этом звук Икеды никогда не существует отдельно от видео — этот мигающий черно-белыми полосками медиа-конгломерат можно назвать его визитной карточкой или, скорее, его вселенной, двумерной на экране, многомерной в звуке.

Его звук создан из чередования примитивных структур — синусоид и шумов. Видео, как правило, не намного разнообразнее. Быстрый поток этих данных имеет очень сложную структуру — стоит лишь посмотреть на спектрограммы треков. Этот поток в буквальном смысле прошивает мозг насквозь, пронизывает нервную систему и иногда совсем не сложно ощутить себя оптоволоконной линией связи, по которой текут гигабайты загадочной информации. Бинауральные эффекты и психоакустические фокусы — мастер Риодзи пользуется всем этим чрезвычайно виртуозно, заставляя звук стать частью обстановки, что по сути является переосмыслением идей Эрика Сати в контексте XXI века, расширяя его функцию от чисто инсталляционной до биологической, создавая некое наполнение медиа внутри мозга слушателя. Логично, что при этом он задействует два основных канала доступа — глаза и уши.

Тем, кто уже поставил на закачку все альбомы, важное замечание — это именно та музыка, которую нельзя слушать в мр3 формате. Часто вы рискуете попросту ничего не услышать, так как большинство аудио-событий происходит за 16 kHz.

Если ранние работы Икеды вполне могут быть отнесены к «чрезвычайно интеллектуальной танцевальной музыке», то поздние вещи — настоящая алхимия современности, преображение слушателя в часть композиции. Классическими альбомами уже уверенно можно назвать Matrix и Dataplex, последние работы развивают те же наработки. Особое внимание стоит уделить альбому Op, на котором музыку Икеды исполняет струнный квартет (!). Его типичный прием — исчезновение звука за предел слышимости, как нижний, так и верхний. Обилие высоких частот может вызывать неприятные ощущения у людей с расстройствами психики, хотя иногда кажется, что здоровый человек не-японец это тоже слушать не может.

Также не стоит забывать о совместном проекте Риодзи с Николаем Карстеном (Alva Noto), где его музыка за счет стараний Николая становится намного более человечной и слушабельной. Недавно вышедший id — второй альбом проекта — идеален для начального ознакомления с подобной музыкой. Здесь типичное высокочастотное насилие уходит на задний план, уступая место плотно сбитым басовый партиям и хрустящим глитчам. Карстен движет огромную махину лейбла raster-noton, уж ему-то не знать, что сделать с музыкой Икеды, чтоб она стала актуальной здесь и сейчас, а не в пятом тысячелетии. Хотя и эта работа не лишена машинной безразличности к слушателю. Если творчество вообще — это интерпретация информации, то эта музыка — информация сама по себе.


kievreport.com/

Submatukana - Hypnosis


Submatukana
Hypnosis

Utorn records, 2011

01. Intro
02. Hypnosis
03. Floating In Hypnospace
04. Wireless
05. Encrypted Dancing
06. Entering the Subconscious
07. Exploring Inner Space
08. Nirvana


Днепропетровский дуэт Submatukana, уже несколько лет исследующий просторы электронной музыки, обзавелся новым альбомом с лаконичным названием Hypnosis. Войдя в повседневный обиход, известный каждому феномен гипноза не перестает быть загадкой. Впрочем, такова судьба многих близких нам понятий – как, например, микрокосм. Каждый ощущает некий внутренний мир внутри своей головы. Но кто может похвастаться знанием его географии? Исследователи непознанного направляют свой потенциал на все уровни жизни, поэтому закономерно, что экспериментируя в области электронной музыки, ее создатели оказались увлечены гипнозом — эдаким инструментом для игры на струнах микрокосма.

Альбом начинается так же быстро, как и гипнотический сон. Небольшое интро открывает слушателю поток аморфной и достаточно прозрачной музыки. Возможно, это процесс засыпания, или слова гипнотизера, расплывчатые, как туман, из которого сознание может слепить любую приятную субстанцию, чтобы обернувшись ею, как теплым пледом, уснуть в удобной позе, выпуская на волю подсознание. Блуждая в иррациональных волнах и спорадических всплесках засыпающего сознания (Floating In Hypnospace), гипнотизер находит ритм, обретает доступ к памяти и вступает в фазу активного исследования гипнотизируемого (Wireless, Encrypted Dancing). Здесь эмбиентные пассажи сменяются достаточно четкими, но сложными битами и глитчами, продолжая раскрашивать текстуру музыки и приближая слушателя/гипнотизируемого к важному моменту — входу в подсознание.

Здесь картина меняется. Мы оказываемся в обширном пространстве абстрактного существования. Иррациональность, интуитивность, спонтанность — все это лишь слова для выражения сущностей не подвластных сознанию. Высшие формы мышления, обиталище истинного «Я» - это и есть звенящее высокочастотными потоками и быстрыми глитчами подсознание. Из этих элементарных частиц музыки можно построить целые вселенные, но проблема в отсутствии органов чувств между сознанием и подсознанием. Все, которые у нас имеются, обращены вовне, поэтому мы можем лишь созерцать этот мир, пока он творит себя сам.

Нирвана — состояние покоя. Момент, когда человек узнает настоящего себя. Ищет ли он его во внешнем мире или внутри — не имеет значения. Сознание — лишь граница между двумя мирами, и гипноз — способ ее пересечь. Однозначно, самый кульминационный трек на альбоме (Nirvana) отлично аудиализирует самогипноз, медитацию, созерцание, бесконечное отвлечение, умиротворение, освобождение — все способы приблизиться к нирване. Музыка — еще один из них — самый малоизученный, недооцененный, но не менее действенный при правильном использовании. В этом понимании альбом перестает быть лишь иллюстрацией к процессу гипноза, но может стать им самим.

Подобно тому, как человек выходит из гипноза, не ощутив прошедшего времени, так и альбом Hypnosis слушается цельно, непрерывным потоком. Идеально сбалансированный, выверенный и хорошо продуманный релиз для внимательного слушания и вслушивания.