Страницы

12/05/2012

Halgrath – Out Of Time


Halgrath
Out Of Time
Cryo Chamber, 2012

bandcamp | facebook

Хоть я и стремлюсь не разделять музыкантов по половой принадлежности, все же факт остается фактом – девушки в темном эмбиенте бывают редко. Единственным участником проекта Халграт является Екатерина Александрова, и, как бы мне не хотелось привлекать к этому внимание, музыка это делает сама. Несмотря на классическую для стиля форму, в своей основе, в самой сердцевине, музыка эта бесконечно женственна, эмоциональна и прочувствована не только по контурам восприятий. В конечном стремлении все дуальности мужского-женского сливаются, но путь к этой метафизической целостности может быть пройден по-разному. Мужской дарк эмбиент часто делает это с напором, опустошая и выметая все лишнее, лишь бы показать да рассказать. В таком случае слушатель выступает пассивным началом, воспринимая образы и идеи автора. Если же говорить о музыке Екатерины, то здесь нас скорее приглашают в некий мир, чем рассказывают о его существовании. Неприметная дверца в чулане выводит слушателя в гигантским простор, поначалу ошеломляющий своими масштабами. Активной трансляции образов не происходит, поэтому привыкшему к мужской подаче амбиентщику может стать скучно. Но если вы держите ухо востро, а глаза широко открытыми – вас ждет незабываемое приключение.

Зашумленные потоки звука, отголоски призрачных хоров и нашептанных кем-то заклинаний, постукивания и потрескивания, подземный гул – все это переплетено настолько органично и уверенно, что не возникает ни малейшего сомнения в правдивости происходящего. Эта музыка  – не просто картинка или стихотворение, она жива и изменчива, она не запечатлена или записана, но происходит в настоящее время. "Слушание" будет не очень адекватным термином для процесса восприятия этого альбома. Более правильно будет сказать "участие". События могут разворачиваться в пространстве темных коридоров, среди каменистых плато, высоко над землей или даже внутри чьей-то души, но каждый раз главным действующим лицом оказывается сам слушатель, в то время как создатель присутствует во всем незримо и ненавязчиво, подобно духу-хранителю. Тем не менее, слушатель, будучи в этом пространстве, не может все делать по своему усмотрению. Создателем определена некая фатальность, которая в середине альбома приводит к смерти и перерождению на совершенно другом уровне. Путь к этому может быть каждый раз другим, но момент перерождения неминуем, ведь в нем весь мир сжимается в точку.

Закономерно, что после такого акта сопричастности уже нельзя остаться равнодушным к миру этой музыки. Он существует вне времени: то расстилается эпохами жизни цивилизаций на разных планетах, то тянется секундами между вдохом и выдохом некоего человека. Уровень личной заинтересованности растет, путешествие становится происшествием, переживанием, состраданием и сопричастностью... Но, несмотря на отнюдь не благостную атмосферу происходящего, в конце-концов наступает очищение, и слушателя уже не носит по эпохам и мирам. Сгущавшийся на протяжении альбома мрак редеет, ветви деревьев покрываются животворящей росой, птицы несмело подают голос, вершины гор освещаются первыми лучами Солнца... После прослушивания исчезает смысл в каких-либо оценках, потому что это творение настолько же многогранно и текуче, как сама жизнь. Здесь нет монолитности форм и запечатленности образов – все движется и дышит, создавая не только настроение или пейзаж, но сам поток переживания, мистику звукового пространства, простор для познавания.

English version:

Although I am not fond of dividing music by gender, fact is that a girl in the dark ambient field is a rare occurrence. The only member of the Halgrath project is Ekaterina Aleksandrova, and, even though I would not want to attract attention to it, music does it itself. Despite the classical form of the style, in its basis, in the core, this music is infinitely feminine, emotional, felt inside the contours of perception. Of course, in a final effort, all woman-man dualities merge, but the path leading to this metaphysical integrity can be traversed in different ways. The 'male' dark ambient often does it with a pressure, devastating and sweeping all the excess, just to show and to tell. In such a case, the listener is part of a passive onset, sensing images and ideas of the author. However, if we consider the music of Ekaterina, we are invited to a different world, other than usually perceived as existence. An inconspicuous door in the pantry sweeps the listener into a giant space, that is stunning in its extension from the first moment. No active transmission of images can be found here, so to those accustomed to ‘male-ambient,’ this might become boring. But if you keep your ears and eyes wide open – you will encounter an unforgettable adventure.


Noisy streams of sound, ghostly echoes of choirs, whispered spells, tapping and crackles, the underground hum – all interwoven so seamlessly and with confidence, that there is not even a slight doubt on the veracity of what is taking place. This music is not simply like a picture or a poem, it's alive and ever changing; it's not captured or recorded, but occurring right now, at the present moment. Listening is not a very appropriate term for the process of perceiving this album; it would be more correct to talk about participation here. Events may unfold in the space of dark corridors, on a rocky plateau, high above the ground, or even within someone's soul. Yet every time the main character is the listener, while the creator is present in an invisible and unobtrusive way, like a guardian spirit. However, as the listener is floating in this space, here is things, that he can't do on his own. The creator approaches and defines fatality, that (somewhere in the middle of the album) leads to death and rebirth on a completely different level. The path to this may differ each time, but the moment of rebirth is inevitable: in it, the whole world shrinks to one point.

Naturally, after such an act of participation, it is impossible to remain indifferent to the world of this music. It exists beyond time, unfolding through epochs of civilization on different planets, stretching within seconds between someone’s inhalation and exhalation. The level of intimacy increases, the journey becomes the incident, the experience, the compassion and sense of ownership... But, in spite of the not so positive atmosphere going on, the end brings cleaning, and the listener is no longer flown between eras and worlds. Darkness that was thickened during the album eventually becomes thin, life-giving dew covering tree branches, birds begin singing with a timid voice, the first sun rays illuminating the mountain peaks... Estimates of meaning disappear after listening, as this creation is as multifaceted and fluid, as life itself. There is no monolithicity of form and captured images, everything is moving and breathing, creating not only a mood or a landscape, but a flow of experience, mysticism of sound space, with scope for perception.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

что вам думается по сему поводу, господа?