26 декабря 2012

Klaus Wiese – Samarkand


Klaus Wiese
Samarkand
Aquamarin, 1987 (1999 re-release)

Обычно причисляемый к нью-эйджу, этот гениальный музыкант до сих пор остается недооцененным. Много путешествуя по миру, Клаус был первым, кто привез в Европу музыку тибетских поющих чаш. Также в его музыке можно услышать множество ближне- и дальневосточных традиционных инструментов. Но, в отличие от нью-эйдж "композиторов" того времени, он не просто перенимал музыкальные традиции стран, в которых побывал, но использовал их для создания чего-то большего – "музыки вечности", как однажды назвал его творчество Матиас Грассов. Собственно Грассов долгое время был учеником Визе, так же, как и Джанлуиджи Гаспаретти (Oöphoi). Еще в числе учеников Клауса числятся музыканты небезызвестного в 70-х коллектива Popol Vuh, писавшего космический краутрок и саундтреки к фильмам Вернера Херцога.

Музыка Клауса Визе бесконечна по всем направлениям. Звук любого инструмента, который попадал в его руки, превращался в дроновые потоки ˜– обычно кроме тибетских чаш это были цитра, тамбура, виолончель, флейта, монохорд, а порой и синтезатор. Также, часто на его альбомах играли различные перкуссионисты.

Его звучание подобно океану, медленно несущему свои волны на берег или солнечному свету, ласково обнимающему планеты с их спутниками, согревая их атмосферы и понуждая каждый цветок тянутся вверх... Настроение каждого альбома по своему уникально, хотя все их объединяет общая тема умиротворенного созерцания, спокойного принятия всего происходящего на этой планете. Все циклы жизни и смерти закручены в тугую спираль эволюционного процесса, в котором человек уже не просто зверь, но разум, познающий Вселенную, ее активный деятель, могущий быть гением, если сможет успокоить терзания земных страстей в себе.

torrent (.flac)

17 декабря 2012

Gydja & Maru – Ma-Mo Rbad Gtong


Gydja & Maru
Ma-Mo Rbad Gtong
Kalpamantra netlabel, 2012 (2005 reissue)

Альбом-посвящение 24 богиням четырех сторон света и четырем хранительницам Дверей. Гимн забытым силам, которые проснутся ото сна и засияют ярким пламенем силы, сквозь пелену забвения. Звук, насыщенный таинственными пульсациями незнакомых энергий, отголосками никем не виденных пространств, мерцанием неотмеченных на картах созвездий... Пройдя сквозь портал, не ждите безопасного путешествия, будьте готовы ко всему.

За названием проекта (а значит оно "Жрица" на норвежском) скрывается девушка по имени Abby Helasdottir из Новой Зеландии. За 12 лет музыкальной активности она издала множество альбомов на самых разных по уровню "андеграундности" лейблах, сотрудничала разок с Эйданом Бейкером (хотя, кто с ним только не сотрудничал). На этой записи использовались звуки авторства не менее загадочного проекта Maru, за которым стоит один из издателей Эбби, некий музыкант по имени Marufura Fufunjiru. Альбом переиздали на нет-лейбле, что немного необычно для ритуально-эмбиентального проекта, каждый релиз которого лимитирован. Хотя такой шаг безусловно говорит об уровне вмешательства интернета в любые, даже самые потаенные уголки музыкального.

По форме звучания альбом очень напоминает финский проект Zoät-Aon: та же слоистая структура аналогового звука, обилие пространства, повествовательность и сильнейшая образность. Отличается же тем, что высоких частот определенно меньше – Эбби скорее нравится дроун, чем темный эмбиент. На втором треке вообще можно услышать характерное для ранних минималистов от дроуна мантроподобное полотно голосов. Качество записи конечно же тут на порядки лучше. Этот факт дает возможность наслаждаться воистину чистой и прозрачной картиной. Несколько мрачноватые образы богинь с буклета поначалу намекают на что-то гораздо более суровое, поэтому запись приятно обрадовала тем, что за все время ни разу не разразилась криками или ушещипательными шумами. Все построено на медленных вибрациях мистического присутствия, некой силы, растворенной в воздухе и проникающей собой каждую вещь. Только с телом слушателя эта субстанция может вступить во взаимодействие, закручиваясь потоками сероватых нитей у кончиков пальцев, глаз и ушей. Отдельные ее потоки словно пуповиной связывают не только уже одно тело, но и сам поток жизни в нем. Связь с этим всепроникающим эфиром дает непривычно легкое ощущение каждого предмета и особенно – живых организмов. Единое поле взаимодействий, дающее чувство пребывания всего мира в объединенно-децентрализованном виде.

В таком созерцательном состоянии легко ощущать любое взаимодействие, отслеживая потоки временных и пространственных изменений-событий до их первоисточника. Случайности выстраиваются в последовательности, они, в свою очередь, образуют знаки. Читая знаки, начертанные невидимыми нитями, вы можете начать формировать символы, уже в максимальной мощности выражающие законы и принципы, управляющие потоками энергий во Вселенной. Сознание и мир слиты в одно, каждая часть отражает в себе целое. Исчезает какая-либо разница между музыкой и непосредственным соучастием в ней. В этом ритуале каждый человек участвует независимо от того, помнит он об этом или нет, что он при этом слушает и как видит окружающее. Музыка служит лишь средством к тому, чтобы вспомнить об этом. Дальше – уже неразведанные территории.

bandcamp (free)

06 декабря 2012

Watercoloured Well – Arsonist's Rebirthday Audition


Watercoloured Well
Arsonist's  Rebirthday Audition
Monochrome Vision, 2012


Пресс-релиз рассказывает историю этого альбома так – восемь человек среди ночи собрались в студии после некого концерта в Майнце, Германия. Все из них – люди отметившиеся тем или иным способом в творческом пространстве: музыканты, поэты, художники, владельцы лейблов и авторы книг. Даниэль Фогт уже знаком нам как ведущая сила SicSic Tapes, был там и Ронни Оливерас – его напарник по Autistic Argonauts и участник известного проекта Datashock. Впрочем, почитать о каждом из участников можно на сайте лейбла, нас же больше интересует результат их взаимодействия. А было оно абсолютно спонтанным, непринужденным и расслабленным. Никаких концептуальных идей, никакой цели. Просто звук, извлекаемый по мере необходимости из тайников души и сердца каждого. 

С самого начала музыка закручивается спиралями сюжетов, которые никуда не ведут и нахлобучивает на голову мысли, которые ничего не значат. Стоит анализатору уловить эмбиент или фолк, как они тут же тают, дабы уступить место какой-то чуть ли не ритуальной зацикленности и нойзовой бесшабашности. Достаточно лишь начать воображать себе некие образы, как музыка уже несется дальше, разметав их, словно набежавший на песочницу хулиган. Гулы, голоса, шумы и стуки – это все могло бы породить какофонию, если бы не опытность каждого из участников. В то же время, отсутствие какой-либо концентрации рождает бесконечный простор для слушателя, давая свободу его желаниям, будь-то навешивание стилистических ярлыков или попытки отыскать хоть какую-то систему. Слушая музыку ежедневно, мы привыкаем к образности даже самых расфокусированных стилей, всегда нащупываем опору в том, что нам однажды понравилось. Такой процесс неизбежен, ведь в нем кроется сама суть познания мира человеком – находить опору в вечно движущемся и меняющемся Универсуме для того, чтобы можно было сделать шаг или хотя бы постоять на месте. 

Новизна, таким образом, возникает в нашем сознании лишь тогда, когда то, что мы слышим не умещается на найденных точках опоры, но при этом и не оторвано от них. До новизны можно дотянутся рукой, если же она за пределами контакта – мы видим лишь хаос, странность, глупость, бессмысленность. Музыка Watercoloured Well балансирует на этой грани очень легко. Слишком расхлябанная для любителя эмбиента, чересчур мягкая для поклонника нойза, недостаточно абстрактная для фаната импрув-джаза... Три точки опоры, шагнуть с которых в водоворот этих звуков слишком страшно. Любая понравившаяся музыка – лишь результат привычки, а по-настоящему волнующие вещи происходят на неизведанных территориях, поэтому стоит отважится и забыть обо всем, что вы знали о музыке до сих пор, и просто слушать. В таком случае велика вероятность психоделического эффекта и появления волнующих, непривычных переживаний – ведь отрекаясь от "слушателя" в себе, вы становитесь самой музыкой.

English version:

The press-release tells this story about the record - eight people have gathered at night in the studio after some gig in Mainz, Germany. All of them notable in the creative space people: musicians, poets, artists, label owners and writers. Daniel Voigt is already known here as the leading power of SicSic Tapes, and Ronny Oliveras was also there, who is his companion from Autistic Argonauts and member of the Datashock project. Nevertheless one can read about each participant on the label page, we are more interested in the result of their interaction. And that was absolutely spontaneous, laid-back and relaxed. No aims, no concepts. Just sounds, produced as coming from the depth of the heart and soul of each and every person there.

05 декабря 2012

Halgrath – Out Of Time


Halgrath
Out Of Time
Cryo Chamber, 2012

bandcamp | facebook

Хоть я и стремлюсь не разделять музыкантов по половой принадлежности, все же факт остается фактом – девушки в темном эмбиенте бывают редко. Единственным участником проекта Халграт является Екатерина Александрова, и, как бы мне не хотелось привлекать к этому внимание, музыка это делает сама. Несмотря на классическую для стиля форму, в своей основе, в самой сердцевине, музыка эта бесконечно женственна, эмоциональна и прочувствована не только по контурам восприятий. В конечном стремлении все дуальности мужского-женского сливаются, но путь к этой метафизической целостности может быть пройден по-разному. Мужской дарк эмбиент часто делает это с напором, опустошая и выметая все лишнее, лишь бы показать да рассказать. В таком случае слушатель выступает пассивным началом, воспринимая образы и идеи автора. Если же говорить о музыке Екатерины, то здесь нас скорее приглашают в некий мир, чем рассказывают о его существовании. Неприметная дверца в чулане выводит слушателя в гигантским простор, поначалу ошеломляющий своими масштабами. Активной трансляции образов не происходит, поэтому привыкшему к мужской подаче амбиентщику может стать скучно. Но если вы держите ухо востро, а глаза широко открытыми – вас ждет незабываемое приключение.

Зашумленные потоки звука, отголоски призрачных хоров и нашептанных кем-то заклинаний, постукивания и потрескивания, подземный гул – все это переплетено настолько органично и уверенно, что не возникает ни малейшего сомнения в правдивости происходящего. Эта музыка  – не просто картинка или стихотворение, она жива и изменчива, она не запечатлена или записана, но происходит в настоящее время. "Слушание" будет не очень адекватным термином для процесса восприятия этого альбома. Более правильно будет сказать "участие". События могут разворачиваться в пространстве темных коридоров, среди каменистых плато, высоко над землей или даже внутри чьей-то души, но каждый раз главным действующим лицом оказывается сам слушатель, в то время как создатель присутствует во всем незримо и ненавязчиво, подобно духу-хранителю. Тем не менее, слушатель, будучи в этом пространстве, не может все делать по своему усмотрению. Создателем определена некая фатальность, которая в середине альбома приводит к смерти и перерождению на совершенно другом уровне. Путь к этому может быть каждый раз другим, но момент перерождения неминуем, ведь в нем весь мир сжимается в точку.

Закономерно, что после такого акта сопричастности уже нельзя остаться равнодушным к миру этой музыки. Он существует вне времени: то расстилается эпохами жизни цивилизаций на разных планетах, то тянется секундами между вдохом и выдохом некоего человека. Уровень личной заинтересованности растет, путешествие становится происшествием, переживанием, состраданием и сопричастностью... Но, несмотря на отнюдь не благостную атмосферу происходящего, в конце-концов наступает очищение, и слушателя уже не носит по эпохам и мирам. Сгущавшийся на протяжении альбома мрак редеет, ветви деревьев покрываются животворящей росой, птицы несмело подают голос, вершины гор освещаются первыми лучами Солнца... После прослушивания исчезает смысл в каких-либо оценках, потому что это творение настолько же многогранно и текуче, как сама жизнь. Здесь нет монолитности форм и запечатленности образов – все движется и дышит, создавая не только настроение или пейзаж, но сам поток переживания, мистику звукового пространства, простор для познавания.

English version:

Although I am not fond of dividing music by gender, fact is that a girl in the dark ambient field is a rare occurrence. The only member of the Halgrath project is Ekaterina Aleksandrova, and, even though I would not want to attract attention to it, music does it itself. Despite the classical form of the style, in its basis, in the core, this music is infinitely feminine, emotional, felt inside the contours of perception. Of course, in a final effort, all woman-man dualities merge, but the path leading to this metaphysical integrity can be traversed in different ways. The 'male' dark ambient often does it with a pressure, devastating and sweeping all the excess, just to show and to tell. In such a case, the listener is part of a passive onset, sensing images and ideas of the author. However, if we consider the music of Ekaterina, we are invited to a different world, other than usually perceived as existence. An inconspicuous door in the pantry sweeps the listener into a giant space, that is stunning in its extension from the first moment. No active transmission of images can be found here, so to those accustomed to ‘male-ambient,’ this might become boring. But if you keep your ears and eyes wide open – you will encounter an unforgettable adventure.