29 апреля 2013

Мира Древо – Озёр Небеса


Мира Древо
Озёр Небеса
BioSonar^EleKtro, Zhelezobeton Distribution Division, 2012

Однажды я уже заводил речь о том, как в последнее время российская индустриальная (и не только) сцена "осветляется" и, можно сказать, добреет. Примеров множество - от Theodor Bastard до Vresnit / Siyanie, но суть не в них. Гораздо приятнее тот факт, что в смягчении взглядов и переходе к менее радикальным средствам самовыражения виновата не какая-то мода (вроде моды 80-х на нью-эйдж), но действительно существующая в кругах музыкантов тенденция к "взрослению". Не совсем адекватный термин, тем не менее суть явления выражающий вполне ясно, ведь зачастую рьяный поиск юности в сфере формы переходит к поиску в сфере смысла. Кажется он уже не таким рьяным, так как проявления его уже лежат внутри души музыканта, проявляясь вовне во вполне осмысленной и законченной форме. В таком понимании становится ясно, как яростно-личностный вектор блэк-металлической музыки может перейти в спокойную, малоподвижную, созерцательную атмосферу акустического фолка и этники. Эмбиент-музыка отодвигает личность музыканта на второй план, да и вообще стремится к полной децентрализации творения. Так и выходят альбомы вроде данного, где концептом является путешествие к Ладожскому озеру в мире материальном и совсем другая дорога на уровне мистическом. Символизм не чужд этой работе, хотя и присутствует в ней совершенно ненавязчиво. Никаких мощных аккумуляторов смысла вроде свастик, крестов, пентаклей и т.п., столь любимых металлистами. Чистая созерцательность, направленная в первую очередь в окружающее пространство, а уже потом к личным переживаниям и впечатлениям.

Если говорить о внимании к окружению, то именно его, на мой взгляд, не хватает многим современным людям. Дело даже не в игнорировании живой природы - какое дело до вырубки лесов рядовому гражданину, когда ему даже на подъезд своего дома наплевать, в прямом и переносном смысле. Человек не обращает внимания не только на то, куда он бросает мусор, но и на то, кто проходит мимо него по улице. Взглядом встречаются мимолетом, вскользь - так же происходят и вылазки на природу. Человек выгуливает свое тело на поводке города, подобно тому, как это делают собачники в скверах, парках и других "памятниках природе". Неудивительно, что так же происходит и в музыке - большая часть музыкантов не решаются выползать из стилевой ниши дальше, чем позволяет страх быть непонятым. Играть металл с каким-то этническим инструментом - уже экзотика. Выйти из металла совсем да заиграть при этом не двухклавишный блэк-эмбиент, а по-настоящему насыщенную и атмосферную музыку - в какой-то мере для рядового горожанина равносильно уходу на ПМЖ в глухую деревню. Самому приходится и инструменты осваивать, и писать, и сводить. И не потерять в этой "бытовухе" изначальную цель - познать себя, познать мир, переживать, чувствовать, осознавать происходящее незамутненным взглядом. "Мира Древо" - по-настоящему сильный искатель истины, ведь все это ему удается.

Есть в музыке альбома спектр эмоций, который передать единичным впечатлением не удается,  впрочем и не нужно пытаться. Подобно звукам воды, сопровождающим наше путешествие, музыка так же текуча и переменчива. Время ускоряет свой бег, пространство сходится в тугой перспективе прошлого и настоящего. Сквозь колокольный звон, языческие сказания, варганы и перкуссии шаманов музыка бежит все дальше, к началу времен, к корням первородного Древа. Из точки начала все прежде виденное разворачивается спиральным пейзажем, коловратом бесконечности. Хороший пример того, как внимание к окружению, к взаимосвязям между людьми и Природой приводит сознание к фокальной точке мироздания. Окружность и ее центр становятся единым. В таком мироощущении игнорирование окружающих становится чем-то странным, а наплевательское отношение к природе походит на истязание своего же тела. Возвышенное настроение альбома плавно спадает к меланхолии на последних композициях. В них звучит электрогитара, появляется все больше электронных звуков... Приходит ночь, человек возвращается в свое жилище, оставшись один на один с мыслями и образами дня. Открывается новое пространство - сфера опыта внутреннего. Несмотря на грустные нотки, в нем звучит уверенность, что когда-нибудь люди снова будут жить в гармонии с природой и друг с другом.

label page
listen / buy at bandcamp
listen at vk.com

22 апреля 2013

Klaus Wiese – Tariqa


Klaus Wiese
Tariqa
Edition Akasha, 1994

(Singing bowls - Klaus Wiese, dombak (tombak) - Sam Schlamminger, tabla - Ted De Jong)

В своих путешествиях по мусульманскому миру Клаус изучил многие направления суфизма - мистической философии ислама, направленной на непосредственное постижение сущности Аллаха. Каждой из школ суфизма он уделил достаточно внимания, часто не просто посещая храмы суфиев (текие), но и оставаясь на там несколько недель или месяцев для тесного общения с дервишами, обучения их музыке и танцам. Благодаря стараниям нью-эйдж движения, сейчас общественности широко известны суфийские кружения, в то время как музыкально-танцевальная традиция суфиев намного богаче и интереснее, чем это кажется стороннему наблюдателю. Клаус изучал их музыку изнутри, общаясь на равных. Это делает его не просто "музыкальным туристом", каковыми являются большинство исполнителей нью-эйдж музыки, но настоящим искателем Истины в звуке.

Метафизика первоначального в представлении Визе не могла быть выражена ничем, кроме глубинно резонирующего потока дронов, многослойной реки, в которой течет не просто вода, но все живое. Этот путь каждая из составляющих потока проделывает по-своему, но разные тропы не создают разных людей, человек на всем своем пути остается человеком. Будь он мусульманин или буддист, будь он пахарь или лекарь - в каждом пути одна конечная цель, и если говорить в терминах суфизма, состоит она в непосредственном знании (Marifa). Аллах для дервиша – абсолютный синтез всего организма вселенной, его начало и завершение. Все пути лежат между двумя этими точками. В учении суфиев познание происходит в три этапа: шариа, тарика и хакика, просветление, после которого происходит слияние с Аллахом в его безвременном и запредельном бытии.

Как вы уже догадались, эта запись посвящена Тарике, тому этапу служения всевышнему, который на данный момент распространен в мире в наибольшей степени. Суфизм и Тарикат - тождественные термины для обозначения этого мистического пути и суть их в одном - не делать ничего другого, кроме поклонения Всевышнему. В таком мировоззрении любое действие становится прославлением Аллаха, ведь он не требует от человека ничего, кроме откровенности и чистоты помыслов. Так же, как для индийского йога все есть медитация, так для дервиша всякое действие есть гимн и хвала Создателю Всего. Что же касается этой музыки - ее глубина бесконечная, а, следовательно, и возможности воздействия на сознание безграничны. Альбом-медитация, альбом-ритуал. Каждый удар перкуссии и каждая нота многослойного гула поющих чаш сходятся в бесконечно удаленной перспективе. Туда, где любые двойственности соединяются, где любые различия становятся лишь потенциями абсолютного, всеобъединяющего и всепроникающего.

16 апреля 2013

Ajna & Dronny Darko – Facing The Void


Ajna & Dronny Darko
Facing The Void
Petroglyph Music net-label, 2013

С украинским проектом Dronny Darko мне довелось познакомиться довольно давно на soundcloud, с самых первых релизов его курс был четко направлен сквозь густой мрак темнейших видов эмбиента к медленно дрейфующим монолитам не менее темного дрона. Об американце Ajna слышать мне не доводилось, но беглое знакомство с его треками легко дает понять высокий уровень заинтересованности автора в производстве качественного эмбиента, намного более светлого по окраске, но настолько же минималистичного по форме. Альбом у ребят вышел совсем небольшой по измерению времени, но воистину астрономический по масштабу в пространстве.

Если от темного эмбиента начать отбрасывать все лишнее, то остается лишь гулкий и бескрайний космос, в котором след от каждого звука может длится вечность. Именно в такое пространство и погружают нас авторы этой записи. Иногда в зияющих безднах этого мира что-то проносится, иногда что-то грохочет и шумит, но настолько далеко и приглушенно, что создается эффект полной нереальности происходящего. Наблюдатель изолирован от мира явлений, он пассивен, его намерение никак не влияет на окружение. Легко почувствовать себя бестелесным созданием, чистым разумом, безоценочным взглядом. Что-то в этой вселенной еще движется, но лишь по инерции. Сложно сказать, как подобная музыка воспринималась бы, играй она где-то между спутниками и кольцами Сатурна, но, играя в наушниках или динамиках, она создает вполне ощутимую пустоту внутри головы. Даже ощущается некая прохлада. Естественно, все дело в невероятно долгой реверберации и общем неспешности звукового потока, но форма и техническая сторона тут мало что решают. Сознание не просто перестает слушать музыку, но начинает быть внутри нее.

Теперь, когда вы уже внутри музыки, которая внутри вашей головы, которая внутри комнаты, в которой звучит музыка, представьте себе как бы она звучала, не будь этих всех "внутри". Мне кажется, что это была бы тишина. Абсолютная, бесконечная пустота.

bandcamp
download (archive.org)

Demdike Stare – Elemental – Four Parts



Demdike Stare
Elemental Parts One & Two: Chrysanthe & Violetta
Elemental Part Three: Rose
Elemental Part Four: Iris
Modern Love, 2011

Всегда находятся музыкальные критики, готовые заявить о смерти того или иного стиля, и всегда находятся музыканты, опровергающие эти надуманные утверждения. С одной стороны имеем нежелание видеть новизну и перспективы, с другой – творческий процесс, который никогда не останавливается. Может быть и есть музыканты, заходящие в тупик, но они погоды уже сделать не могут, оставаясь на обочине глядеть вслед новым, ярким метеорам. Дуэт Demdike Stare заварил не просто доселе неизвестное зелье, их достижение было большим, чем простая смесь давно известных ингредиентов. Обычно их музыку называют миксом из темного эмбиента, даба и техно, но это все равно что назвать пирог смесью яблок, муки, яиц и сахара. Разделение музыки на стилевые составляющие облегчает ее понимание для тех, кто привык мыслить в категории формы. Человек видит слово "техно" и идет прочь, он уже хорошо знает, что этот стиль ему неинтересен. Другой видит "техно", а слышит нечто совершенно необычное; он идет прочь, чтобы слушать дальше "правильный" техно. Музыка всегда больше того, что мы о ней думаем.

Если у парочки музыкантов есть гитара и барабаны и они умеют на них играть, скорее всего их музыка будет состоять из звучания именно этих инструментов. Если же у них есть умение делать техно и талант в эмбиенте, то и музыка будет слагаться из этих элементов. Звукотворчество уже настолько далеко ушло от непосредственного инструмента в руках, что уже пора говорить о стилях так же, как о скрипках, валторнах и арфах. Музыка всегда больше чем звук инструментов, на которых ее играют.

Если измененное восприятие определяет степень изменения сознания, то что определяет "степень необычности" музыки? (в кавычках, потому что вообще-то нет никакой шкалы для измерения необычности). Чем неожиданнее эффект от смешения уже известных ингредиентов, тем больше вероятность того, что музыка станет новаторской. На серии коротких альбомов под общим названием Elemental, британский дуэт создает особое по настроению пространство. Распадающееся на сэмплы прошлое и вечно текущее настоящее соединены в плотную сеть, раскидывающуюся по всем направлениям в бесконечность. Трансформация прямобитной ритмики в ритуальный магнетизм происходит под аккомпанемент потусторонних звуков прямиком из подсознания. Витиеватые спирали частот могут унести мысль в любом направлении, а гулкое эхо пространства этой музыки так и норовит распылить все существо слушателя в лунную пыль. Звук извне, звук изнутри. Чистейшая эзотерика.

Вполне вероятно, что Demdike Stare станут родоначальниками целой субкультуры, нечто вроде готов или киберпанка, только на тему ведьмовства, черной магии и психоделических грибов. Модные клубы будут украшать свои залы черными свечами, оккультными изречениями и засушенными пучками растений, девушки будут приходить с черными котами на руках и загадочной улыбкой на губах. Танцы будут похожи на агонию и оргиастический трепет одновременно, а музыка будет густой и пульсирующей, как мрак Вальпургиевой ночи.

label page
listen
download (sendspace)

01 апреля 2013

Avet Tetreryan – Symphony №6


Avet Terteryan
Symphony №6 (1981)
for chamber orchestra, mixed choir, and tapes
Melodiya, 1982

В мире современной симфонической музыки достаточно популярны мифологические и космогонические темы, однако не так уж много композиторов идут так далеко, как Тертерян. Жанр симфонии для Авета Рубеновича – возможность насытить звук так, чтобы произведение превратилось в бесконечно непознаваемый космос, особым образом структурированное пространство, в котором миф и непосредственное "сейчас" сливаются в единый поток. Сознание слушателя тут выступает в роли со-творца, при каждом прослушивании создавая уникальный ракурс восприятия, в зависимости не только от эмоционально-ментального состояния, но и окружающей среды. Есть большая разница между прослушиванием этой музыки на динамиках или в наушниках, в комнате или в парке. При всем минимализме звучания симфония поражает размахом и величественностью, плотностью и обилием деталей.

Начав с магматического гула, Тертерян изображает первоматерию, изначальную безликость Вселенной. Достаточно долгое время ничего не меняется: "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою". Через некоторое время загадочные звуки начинают образовывать первичные туманности и водородные сгустки, из которых через многие миллионы лет образуются звезды. Внезапно вспыхивая в холодной бездне, пронзая ее потоками плазмы, эти первые вестники света ускоряют процессы образования сложных атомов из простейшего первовещества – водорода. Поначалу музыка Шестой симфонии звучит механистично, архаично, своим объемным, утробным гулом порождая в уме целую цепочку образов: пучины первичного океана, холодный вакуум, темная утроба, сырая земля... Всё, с чего начинается Жизнь, в той или иной ее форме. Насекомоподобные копошения и постукивания в музыке создают примечательный эффект – по коже бегут мурашки ужаса перед чем-то запредельным, но сердце замирает в ослепительном восторге перед монументальностью происходящего. Бел-Мардук разрывает Тиамат надвое, Эйн-Соф эманирует Кетер, Корону, и мир начинает актуальное бытие, изливаясь из Абсолюта ослепительными потоками света.

В то время как оркестр играет короткие, все время повторяющиеся фразы, камерный хор пропевает первые буквы древнеармянского алфавита – айб, бен, гим, да... создавая первоэлементы, возводя храм природы, упорядочивая мироздание. Дыхание Тетраграмматона изливается в мир через эти звуки, и тут уже неважно, какой системой их упорядочивать - каббалистическим Древом Сефирот или Арканами Таро. Блеск бесконечно живой вселенной всегда больше любой системы. Как бы ни старался ум человеческий уместить Знание в диаграммы и последовательности, природа Вселенной такова, что лишь бесконечность может быть адекватным ее описанием. Когда у Тертеряна спросили, о чем его симфонии, он ответил: "Обо всем".

Казалось бы, сколько композиторов бралось за тему Созидания, сколько попыток было произведено в стремлении изобразить миф, что неволей напрашивается мысль – а зачем? У каждого народа, у каждой религии свои образы, у каждого композитора свои звуки для этого. Но суть, голая основа всех этих произведений человеческого гения одна, и сила её впечатления на ум искателя такова, что человек не может не изливать его в некие формы. Воспевая гимн творению мира, композитор, художник, писатель резонируют с фундаментом реальности на самых глубинных уровнях своей души. Ведь творение космоса не произошло когда-то, а происходит сейчас, в тот момент, когда вы слушаете, читаете, дышите, спите... Время так же иллюзорно, как и человеческая жизнь: в конечном синтезе Абсолютного все сливается в единый миг ослепительного Сейчас. Музыка симфонии №6 производит трансценденцию времени, перенося слушателя в безличное и безграничное состояние бытия и ее прослушивание при должном внимании становится настоящим мистическим опытом. Слияние и растворение всех двойственностей, чистое самосозерцание вне времени и пространства.

listen at vk.com
download (torrent)
download (mediafire)