30 марта 2015

Luigi Russolo Contest 2014



Luigi Russolo Contest 2014
Studio Forum / Monochrome Vision, 2014

1. John Nichols III (USA) - Age
2. Loise Bulot (FR) - Kali-yuga
3. Sunjin Lee (South Korea) - Les ailes
4. Franco Alberto Pellini (ARG) - Foret
5. Pietro Dossena (IT) - Santa Barbara portrait
6. Wen Bihe (China) - Vague Image
7. Rocio Cano Valino (ARG) - El sendero hacia lo profundo
8. SiJ (RU) - Few moments from the surrounding world

Два года назад исполнилось 100 лет с момента провозглашения итальянцем Луиджи Руссоло своего "Искусства Шумов". Этот манифест до сих пор остается если не библией, то по крайней мере солидным подспорьем в мотивации и оправдании шумотворества, да и академический статус шумовая музыка завоевала во многом благодаря ему. Нет, мы конечно живем в эпоху, когда благодаря интернету можно найти каких угодно композиторов и исполнителей, от самых маргинальных, до самых "высокоакадемических", но жизнь государственных учреждений все еще недостаточно в это вовлечена. Все же где-то авторитетность источников, историческая справка и список использованной литературы все еще значат гораздо больше, чем количество лайков на фейсбуке и число слушателей на last.fm. Я отнюдь не хочу сказать, что одно хорошо, а другое плохое, главное то, что эти два, казалось бы таких разных, мира в последние годы взаимодействуют все больше. Весомое тому доказательство - этот диск. Признаюсь честно, единственное знакомое мне имя в треклисте - это севастополец SiJ, все остальные исполнители оказались для меня открытием. Поиск по каждому из имен приводит на персональный сайт, где можно увидеть список наград и номинаций, участие во всевозможных фестивалях, создание инсталляций и арт-объектов, международные форумы и конференции... Все это создает впечатление какой-то параллельной вселенной, география которой лично для меня представляет собой набор гигантский белых пятен.

На данном диске, как можно догадаться из названия, представлены работы победителей и финалистов конкурса шумовой музыки имени Руссоло, и, слушая его, эта параллельная музыкальная вселенная перестает казаться такой уж далекой. Каждая из композиций - грамотно выстроенная, тщательно проработанная musique concrete в самых разнообразных её формах. Не стоит ждать от сборника агрессивного шума, хотя весьма мощные моменты на нем и присутствуют. Собственно, произведение победителя по имени John Nichols III, трек "Age" - насыщенное путешествие сквозь непрерывно меняющий свою геометрию ландшафт. Искажения "стрелы времени" в пространстве этой композиции можно сравнить с поведением элементарных частиц в экстремальных условиях космоса. Впрочем, это отнюдь не "космическая" музыка, а скорее математика общей теории относительности, выраженная в звуках. Работа с пространством, внимание к особенностям восприятия, зависящим от контекста - самые актуальные в настоящее время области исследования, и музыка на диске показывает как люди из самых разных стран к этим вопросам подходят. Активное использование полевых записей, постоянная игра между тихим и громким, музыкальным и совершенно случайным - постепенно погружаешься в это все глубже. В своем манифесте Руссоло говорит, что «...шум, достигая нас запутанными и беспорядочными путями из-за беспорядочного сумбура нашей жизни, никогда полностью не раскрывается для нас и держит в запасе неисчислимые сюрпризы.» И действительно, даже самые простые, казалось бы повседневные звуки, раскрываются совершенно другими измерениями смысла и ощущения, стоит лишь их поместить в другой, отличный от изначального контекст - внутрь композиции, в тело шумового организма, живущего по своим законам. И, хотя Луиджи Руссоло неизменно называют футуристом, то, что из его идей развилось в наше время - натуральный постмодерн. А горизонт и не думает приближаться.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Принять участие в конкурсе шумовой музыки им. Луиджи Руссоло может каждый желающий. С правилами и условиями можно ознакомиться здесь, также можно обратиться к Дмитрию Васильеву (лейбл Monochrome Vision), который является одним из кураторов конкурса.


27 марта 2015

lost-radio — in the darkness i found myself



lost-radio
in the darkness i found myself

Minus Silence, 2015

«По структуре этот альбом похож на многоуровневый подвал. Чем дальше по треклисту вы идёте, тем ниже спускаетесь. На каждом этаже есть что-то своё затаённое, а порою зловещее. Чем дальше, тем тише и глуше становится звук. Альбом следует слушать на одной громкости, поскольку убывание громкости по ходу треклиста является одной из задумок. [...] И да, темнота тут не совсем темнота. И вообще она разной бывает.» ~ lost-radio

Чем дальше в лес, тем больше дров - гласит народное изречение, которое обычно применяют по самым разным поводам, как позитивным, так и негативным. Обычно почему-то имеется в виду, что чем дальше человек продвигается в каком-то занятии, тем с большими трудностями он встречается. Но по сути ведь поговорка означает лишь то, что чем больше дров хочешь насобирать, тем дальше в лес нужно зайти - не лениться и бродить в поисках какой-нибудь трухляшки там, где уже все исхожено, а смело продвигаться в самую чащу. К чему я это все? Ах да, к тому, что в эмбиенте последних лет так десяти большинство музыкантов собирают трухлявые гнилушки. Доступность аудио-редакторов и простейших способов создания гудящего звука из чего угодно (хоть из храпа соседа по общежитию) дает новичкам быстрые результаты, на которых они и останавливаются. Костер горит, тепло какое-то дает - что еще нужно. Благо, есть еще отважные молодцы, готовые идти в глушь лесную и бродить там в устрашающих потемках, причем не дровишек ради, а в поисках чего-то большего. Таким и костер не нужен, и возвращаться они из темной чащи не любят - зайдут туда, и поминай как звали...

lost-radio перепробовал много вариантов эмбиентного звучания, разные подходы и способы (техно-дроун, космический эмбиент, странный трип-хоп), но останавливаться и не собирался. Этот, безусловно, масштабный альбом - отнюдь не простой набор "гуделок", накопившихся по мере работы с "нормальными" треками. Это скрупулезное, настойчивое и бесстрашное погружение в темноту собственного сознания, на те его уровни, где звук - единственное, чем можно хоть как-то выразить происходящее. Подобными вещами в свое время с энтузиазмом занимались почтенные Maeror Tri, да только подвыдохлись и вернулись в итоге к общему очагу, потеряв, правда, по дороге третьего трубадура. Эволюция не останавливается, и нынешнее поколение дронщиков идет глубже, зарывается в саму сырую землю архаичного бессознательного, в тончайшую микротональность гула, документируя свои похождения скупым на завлекающие изыски, холодным и отчужденным материалом. На этом альбоме lost-radio зашел уже настолько далеко, что становится даже интересно - а что будет дальше? Полное безмолвие, в котором уже просто нечего сказать, либо выход на совершенно новый, еще более глубокий уровень исследования? Или, может быть, пучины едва колыхающегося океана бессознательного откроют вдруг новый источник света и то, что было под-, вдруг станет сверх? Что ж, поживем - увидим, гласит народное изречение, ведь быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается.

label page
free download

26 марта 2015

Former Selves — Three Wells


Former Selves
Three Wells

Wounded Knife, 2015

Read in English

Приятно замечать, как постепенно меняются проекты, с музыкой которых прошел уже не один год. Кассеты с альбомами Former Selves - одни из любимейших в моей коллекции (в особенности, сплит с Aloonaluna), ведь свою музыку Поль Скомсвольд создает действительно с душой и сердцем. В звучании Former Selves всегда было много затаенной, искренней любви - именно такой, за которую мы обожаем классические вещи Celer. Теперь же, когда Поль стал сочинять меньше мелодий для фортепиано и все глубже стал погружаться в пучины звуковых пульсаций, любви этой прибавилось еще больше. Исследуя гипнотические хитросплетения зацикливающихся, спирально раскручивающихся мелодий, Former Selves медленно, минута за минутой, выстраивает крайне мягкий, по-весеннему свежий и солнечный мир. Рассвет и закат, прикосновение рук, первые цветы на клумбах, взгляд близкого человека, прогулка по парку, закончившаяся побегом от дождя в ближайшее кафе... Такие простые, казалось бы, вещи, но сколько в них заключено вдохновения! Простая, совершенно обыденная бесконечность впечатлений. Мы можем с легкостью упускать их, когда рой мыслей заслоняет очевидное "сейчас". А оно тем временем течет спокойно, как ручей, журчанием своим ежесекундно благословляя мир просто за то, что он есть. И пусть всегда найдутся поводы для переживаний, они так же легко исчезнут - все зависит от того, чего мы на самом деле хотим, не умом, но душой. Желания души всегда очень просты, это не вещи и хитрые комбинации событий, это простое "быть", простейшее "радоваться", элементарное "любить".

Музыка всегда ускользает - стоит услышать ноту, а на ее месте уже другая, стоит запомнить мелодию, как она уже слегка выросла, распустилась новыми соцветиями. Но что-то остается - впечатление, аромат, послевкусие. И это то, что на самом деле важно, ведь оно простирается дальше, чем тающая в воздухе музыка. Это то, что открывает будущее лучших ожиданий. Ведь оно зависит только от нас самих. Музыка Former Selves - долгожданный глоток свежайшей, чистейшей родниковой воды, такой необходимый иногда для следующего шага в новую секунду, в обновленное "я" будущего себя.

label page
bandcamp

Monocube — Blue Dusk /// Red Dawn


Monocube
Blue Dusk /// Red Dawn
Midira Records, 2014

В декабре этот давно подготавливавшийся альбом одессита Андрея Гладушевского вышел на Midira Records, в чьем каталоге имеется как сольный Бейкер, так и Nadja, да и еще и Thisquitearmy впридачу. Тем не менее, не стоит ожидать от этого релиза чего-то похожего, пусть даже и создан он похожими "гитарными" методами. Эта запись выдержана временем, испытана палящим солнцем черноморских берегов и пропитана едкой морской солью. Самобытная, как это принято говорить, атмосфера этой музыки построена на контрастах - как черное и белое в своей игре создают образы объектов такими, какими мы их никогда на самом деле не видим (имеется в виду искусство фотографии или старого кино), так и музыка здесь передает некие ощущения, которые только примерно можно описать привычным набором прилагательных. Если кино в черно-белом исполнении воспринимается уже скорее как символ эпохи и редко оказывается на больших экранах, то фотография продолжает вдохновлять уже которое поколение, причем на многих уровнях. На черно-белой эстетике основываются стилевые решения в дизайне одежды, и образы старинных фотографий оживают уже в совершенно других, можно сказать футуристичных декорациях. Контраст прошлого и будущего создает тонкую грань настоящего, в которой рождается музыка. Музыка не может существовать иначе, кроме как в тот момент, когда ее слушают, а это и есть непрерывное, безвозвратно ускользающее, как морской песок, настоящее.

Играя оттенками серого, можно создать бесконечность градаций, но на этом альбоме Monocube предпочитает сгущать краски и проводить резкие грани. Жесткий, перегруженный звук гитары оттеняется легкими вуалями отстранённо-холодного эмбиента, а утопающие в глубинах реверберации мелодии то и дело рассыпаются словно песочные замки под напором очередной волны дисторшированного гитарного гула. Как черная вода в портовых доках, эта музыка может стать зеркалом, и отразить все, что вы на нее направите - свои эмоции, ожидания, страхи... Но стоит лишь коснуться ее поверхности, как начнется погружение, которое в какой-то момент уже невозможно будет остановить.

label page
bandcamp


25 марта 2015

Kara-Lis Coverdale — Aftertouches


Kara-Lis Coverdale
Aftertouches

Sacred Phrases, 2015

С момента перехода в новое тысячелетие, к чему только не добавляли приставку пост-, начиная с модернизма, заканчивая всеми существующими видами музыки. Хотя, что конкретно делает одну музыку идущей после другой - не совсем ясно. Перевернуть все с ног на голову не означает изобретения нового. Пост-музыкой нынче принято называть vaporwave и webpunk, но стоит послушать пару альбомов, как становится кристально ясным тот факт, что прошлого в этой музыке гораздо больше, чем будущего. Да и прошлое в ней фиктивно, выдумано, начерчено в процессе коллажирования обрывков чего-то вторичного. Остается лишь непрерывно ускользающее настоящее, и в попытке его уловить рождается характерная черта "пост-музыки" - непрерывные повторы, зацикливания, наслоения одних и тех же сэмплов. На свежей кассете, выпущенной американским лейблом Sacred Phrases, этот эффект обыгран уже гораздо изящнее, чем на прошлогоднем релизе Kara-Lis Coverdale на другом флагмане новой веб-музыки - Constellation Tatsu. Там бесконечная череда звуковых петель уводит в итоге в недра дроновых галлюцинаций, медленно утопающих в тумане реверберации. Здесь же звуки танцуют. Нет, это не танцевальная музыка - это танец самих звуков внутри музыки. Им нет никакого дела до слушателя, мы наблюдаем за миром, тщательно выстроенном внутри Aftertouches словно сквозь тонкое, незаметное, но все-таки непробиваемое стекло. О существовании слушателя мир музыки может догадаться лишь по запотевшему от восторженного дыхания стеклу. Или по отпечаткам пальцев на экране... Думаю, если бы Терри Райли создал свои произведения лет так на 70 позже и с помощью компьютера, у него вышло бы нечто подобное. Впрочем, кто знает, кто знает. История не ведает никаких "если бы", так же, как музыка всегда рождается там, где звучит. Все остальное лишь aftertouches - отголоски, послесловия, впечатления, переходящие во что-то другое. Бесконечная изменчивость виртуального мира и пытающаяся за ней успеть догматичность оффлайн-мира. Все это течет и непрерывно движется. И никакое повторение одного и того же звука не способно эту текучесть остановить. Дело не в звуках, а в нас самих. Все ретушируется восприятием, все интерпретируется, мы сами создаем музыку из того что слышим. Но музыка, как и весь остальной мир, продолжает изменяться. Это не тенденция и не тренд, просто такова природа всего.

label page
bandcamp

08 марта 2015

Echo-ES & SandSpace — Memories


Echo-ES & SandSpace
Memories

Galileo Dreams Recordings, 2014

Два проекта: SandSpace из Украины, и Echo-ES из России объединились, чтобы создать это произведение искусства. Говоря так, я не преувеличиваю, ведь эта работа и вправду стоит гораздо больше, чем просто быть залитой в интернет в виде очередного безымянного поста с картинкой. Её место - на одном уровне среди таких шедевров, как Thursday Afternoon Брайана Ино или совместных альбомов Mathias Grassow & Bruno Sanfilippo. Это музыка текучего, как ручей настроения. Словно вода, огибающая любые камни и ветки, она струится из динамиков легко и непринужденно. Эти пять композиций - полная противоположность тому, что окружает нас на улицах города, она словно уникальное пространство, безопасное убежище, в котором можно укрыться и забыть обо всем. Конечно, новый день наступит и все переменится, но этот альбом, кажется, содержит неисчерпаемый запас спокойствия.

Есть, конечно, в нем и отголоски городских улиц, запечатленные диктофонными записями мокрых шин, шуршащих по асфальту, и меланхолия, вызванная проносящимися перед закрытыми глазами картинками из собственной жизни. Они бегут одна за другой, словно в кульминационной сцене какого-то фильма, но вы уже забыли и сюжет, и имена героев - собственная жизнь кажется чем-то абстрактным, происходившим словно в другом измерении. Там осталось все резкое, угловатое и грубое, сейчас же вокруг - только мягкие оттенки. Прошлое стало прозрачным туманом, легло мягкой дымкой на листья в саду, покрыло лепестки первых цветов крупными каплями... Заглядывая в них, вы снова видите не себя и свою жизнь, а целый космос отражений всех образов и воспоминаний, которые когда-либо вмещала эта жизнь. Прошлое осело холодной росой на неясных очертаниях будущего. Остался только настоящий момент, но даже его ухватить не удается - он то и дело тонет в каплях, отражается куда-то вглубь и оставляет нас наедине с умиротворенным чувством плавных вдохов и выдохов. Будто бы мир вдруг нарочно замедлился лично для вас, чтобы позволить разглядеть каждый камушек, каждое перышко, каждую жилку на молодых весенних листьях... И эта красота оказалась настолько бесконечной, что никакой из человеческих поступков не в силах ее перечеркнуть. Что бы ни происходило, бесконечный запас красоты, гармонии и умиротворения содержится в каждой песчинке этого мира. И некоторым музыкантам удается сделать его чуточку больше.

listen / buy
listen at vk