07 октября 2013

Dirk Serries - live in Kiev review


Dirk Serries - Microphonics Live
Kiev, Ukraine, 21.09.2013

event on fb

За более чем 20 лет создания эмбиент-музыки, бельгиец Дирк Серрье сыграл немало концертов, но в Украине побывал впервые. Он никогда не был музыкантом первой величины, хотя и сотрудничал со многими «знаменитостями» вроде Стивена Уилсона, Эйдана Бейкера, Стива Роуча и Джастина Броадрика. Музыка Серье всегда была слишком тихой, слишком плавной и мягкой, чтобы намеренно привлекать к себе внимание. Зато уж если открыл ее для себя однажды, перестать ее слушать становится невозможно. Концертное выступление показало, насколько этот музыкант сосредоточен на малейших деталях, как он прорабатывает их на протяжении всего сета, уделяя каждому слою музыкального потока достаточно внимания. Музыка Серрье никуда не спешит и не делает резких поворотов, она течет словно вода или воздух, огибая все на своем пути.


Supremus

Открывали концерт киевляне Supremus, продолжили днепропетровцы Gamardah Fungus, и если первые пронизывали зал монотонным гудением, то вторые наполнили его шероховатым дрон-эмбиентом гитарного происхождения. Supremus смотрятся эффектно со своей 12-струнной midi-гитарой, скрипкой и бас-гитарой, но звучат отнюдь не настолько впечатляюще. Начав с небольшой электроакустической импровизации они быстро перешли к минималистичному гулу, который звучал хоть и плотно, но плоско. Тем не менее, стоит отдать киевлянам должное в том, что они не стали разбавлять свой звук разными примесями, и честно отгудели получасовую программу, которую вполне можно назвать микротональной музыкой в ее наиболее приближенном к эмбиенту виде.

Дуэт Gamardah Fungus напротив, совершал весьма большое количество манипуляций со звуком и все больше и больше заполнял пространство огромного советского кинотеатра текстурными дронами, шумными эмбиент-полотнами, сквозь которые кое-где проглядывали полевые записи. Днепропетровцы презентовали свой последний на данный момент альбом, посвященный Дэвиду Линчу и его фильму «Огонь, иди со мной», но, хотя сам альбом выполнен в нуарной эстетике эмбиент-джаза, их «живой звук» оказался где-то на грани гитарного эмбиента и дрон-дума. Парни импровизировали, отдавались музыке в полной мере, что конечно же ощущалось – весь зал застыл в оцепенении, которое спало лишь в самом конце сета, когда утихла дисторшированная лавина звука.


Gamardah Fungus

После непродолжительной передышки и тихих разговоров между слушателями, едва заметными и вкрадчивыми нотами в зал проникла музыка бельгийца, который сидел под экраном кинозала на стульчике с гитарой, обложившись многочисленными примочками. Погасший свет и появившийся видеоряд ознаменовали «официальное» начало сета Дирка Серрье, но казалось, будто его музыка была в зале постоянно, залетая с улицы, расстилаясь по полу, незаметно клубясь под потолком. Она звучит мягко, как туман, оседающий на парковые клумбы, и распространяется плавно, как едва заметный аромат утренних цветов. Наращивая обороты и плотность звука Дирк делал это настолько незаметно, что нельзя было с полной уверенностью сказать когда именно появился тот или иной слой в бесконечной толще гитарных наслоений. Что интересно, Серрье совсем не использует реверберацию, создавая эффект объема и расстояния в музыке лишь за счет фильтрации частот различных слоев, которые он включает с поток с помощью зацикливания отдельных фрагментов. Масштабы образов, создаваемые музыкой при этом варьируются от гигантских воздушных циклонов и снежных лавин до легкого покачивания травинки на едва ощутимом утреннем ветру. Фантастическое владение инструментарием, феноменальное ощущение пространства.


Dirk Serries

Также поначалу необычным показался выбор видеоряда – статические картины индустриальных объектов, строгие геометрические формы в оттенках серого или сепии, на фоне которых могут очень медленно передвигаться облака или течь вода, покачиваться листва на ветках... Сам Дирк по этому поводу сказал, что раз он живет в городе, то было бы странно писать музыку о далеких островах или горных кряжах – он находит красоты везде, в промежутках железобетонных конструкций, в течении воздуха по бесконечной перспективе улиц и переулков. Контраст статики и динамики, ощущение потока и неостановимой пластики даже в том, что кажется застывшим на века. Все течет, все меняется, и предельно тихие моменты музыки Серрье говорили об этом больше, чем любые слова. Когда звук тонет в шуршании кулеров, когда легкие поскрипывания кресел в зале и шорох одежды становятся частью того, что мы слышим ежедневно, не обращая внимания. Музыкант, который может извлечь из воздуха то, о чем остальные в лучшем случае лишь смутно догадываются, достоин называться мастером своего дела.

Очень приятно, что музыка подобного рода все же звучит в украинских полупустых залах, несмотря на финансовые или технические проблемы, недостаток интереса со стороны публики и любые другие причины. Эмбиент-музыка еще недостаточно раскрыта, ее возможности безграничны и ее место не только в проигрывателях редких меломанов, но в арт-галереях, культурных центрах и концертных залах. Хочется верить, что мероприятия подобного рода не пропадут, и в вяло булькающем море танцевальной музыки появится островок того, что может называться Музыкой настоящей, именно так - с большой буквы. Потому что только настоящая музыка вдохновляет, дает простор для мыслей и образов, обращает внимание на что-то новое и удивительное.


Dirk Serries

Комментариев нет:

Отправить комментарий

что вам думается по сему поводу, господа?